Выпустила интервью с Анастасией Татуловой, владелицей сети детских кафе АндерСон, и пока его готовила, думала вот о чём.
Интервью с маленькими компаниями круче
Интервью с маленькой компанией делать легче, чем с большой. Оно само собой получается интересным, если задавать много вопросов о деньгах, затратах и трудностях. К примеру, книжный магазин, который работает всего год, можно разложить по полочкам:
- сколько потратили на открытие;
- где взяли деньги;
- на что тратились;
- окупились или нет;
- как искали помещение;
- какие были проблемы с арендодателями;
- с чем сглупили и далее.
Получится интересно, потому что читатель сможет примерить на себя: ага, вот если бы у меня было 300 000 рублей, последнее что я бы стал делать, это открывать книжный магазин в Краснодаре. Или: ой, я бы ремонт сам сделал, а на сэкономленное купил побольше шампанского для открытия.
Если эти же вопросы задавать владельцу большой компании, получится книга о его бизнесе, а не интервью. Чем больше компания, тем больше деталей, историй и трудностей. И тем сложнее читателю представить себя на месте владельца. Никак не получается, потому что у владельца крупной компании десять замов, оборот в два миллиарда рублей в год и 45 кафе. Это слишком далеко от жизни читателя. Поэтому интервью с крупными компаниями нужно делать по-другому.
С большими компаниями нужно говорить о глобальном
Раз не получается разложить по полочкам и углубится в каждую деталь, нужно делать наоборот: укрупнять. Спрашивать не о сотрудниках компании, а о проблемах с сотрудниками в отрасли.
Вопросы должны быть об отрасли в целом, а примеры — на бизнесе героя. Герой говорит: в отрасли все сталкиваются с бесконечными проверками, и приводит пример, как его ресторан проверяли три недели подряд каждый день. Так у читателя складывается представление о бизнесе в целом и о деле героя.
Вопросы для глобального обсуждения:
- какие проблемы есть в отрасли;
- как с ними справляетесь вы, а как ваши конкуренты;
- что самое сложное с сотрудниками в вашей отрасли;
- почему не стоит лезть в эту отрасль;
- как часто люди продают готовый бизнес в этой сфере и почему;
- как должно быть в идеале.
Или делать обзор рынка
Еще один вариант — написать не интервью, а обзор рынка. Например, как устроен рынок уличной еды или как в России устроен рынок пластиковых окон. Здесь тоже говорим о глобальном, но с деталями:
- о себестоимости товара;
- о маржинальности рынка на примере одного товара;
- об игроках;
- о том, сколько стоит зайти на этот рынок;
- о том, почему не стоит заходить на этот рынок;
- о средних зарплатах сотрудников;
- о средних оборотах в отрасли.
Вот, например, владельца сети кафе быстрого питания, рассказывает, как устроен рынок уличной еды в России. На первом фото — средняя прибыль, на втором — себестоимость шаурмы.
Так можно, если мы говорим об одном сегменте. Когда сравниваем премиум и эконом, нужно давать информацию по обоим сегментам.
Из обзора рынка уличной еды в Деле
Не спрашивать о секрете успеха
У маленького предпринимателя можно спросить о том, что его привело к успеху. Пока успех небольшой, есть шанс, что ответит в стиле: «У меня старинное здание в центре, необычные книги и закупаются все интеллектуалы города, но если рядом откроется такой же магазин, я потеряю половину прибыли».
Владелец крупной компании скажет: «Секрет в том, чтобы любить свое дело и вкладывать в него душу». И это правда ведь, но секрет настолько обобщает огромный опыт предпринимателя, что никак не поможет читателю.
Вместо этого можно спросить: «А что влияет на успешность в вашей отрасли?» Если повезет, вам расскажут, что нужно выбрать место с проходимостью от 500 человек в час, поставить цену до 300 рублей и добавлять в соус молотый имбирь.