6 заметок с тегом

блог

😮 Блиц или пять странных вопросов

В интервью и обзорах рынков бывают интересные вопросы, которые не впихиваются в статью. Например, почему шоколад магнится, как мастера шугаринга шугарируют мужчин и зачем в спа-салонах дают одноразовые трусы.

Эти вопросы с ответами я вставляю в блок на плашке в начале статьи. Так они погружают читателя в бизнес с какой-то совсем другой стороны, но и не смешиваются с основным текстом.

А еще блок с блицом — это готовый пост для соцсетей и дзена. Его легко превратить в нарратив «Пять странных фактов о спа-салонах» или «7 вещей о шоколаде, которых вы не знали»

На фото один из вопросов блица для владелицы спа-салона

Гайд: где искать фактуру

Гайд будет полезен авторам, редакторам, журналистам, копирайтерам и исследователям

Фактура — это всё, что помогает разобраться в теме статьи, подтверждает или опровергает тезисы автора. Цифры, факты, истории и примеры из жизни, фотографии, судебные дела. Сюда же относятся нюансы: по закону так, но на практике все делают вот так. Некоторые редакторы называют фактуру мясом.

Судебные дела

Судебные дела показывают, как законы работают на практике, как органы узнают о нарушениях и какие компании с кем судятся. Здесь же можно узнать общее количество судебных дел, реальные штрафы и сроки. Бывает в законе прописан штраф от 10 000 рублей до 500 000 рублей, этим можно пугать читателей, а можно зайти в базу дел и увидеть, что максимальный штраф суд не назначал ни разу.

Портал судебных дел Судакт. Есть и другие базы судебных дел, но я обычно пользуюсь этим из-за удобного поиска.

Бывает, что дела не находятся, тогда я меняю вид суда в строке «раздел»: с верховного на общий или арбитражный и наоборот

На портале судебные дела можно искать разными способами:

  • по номеру, названию закона или статьи из кодекса. Этот способ подходит, если нужно собрать обзор судебной практике по определенному закону. Например, в поиск вбиваем «статья 14.1 коап рф» и портал выдает дела о незаконном предпринимательстве;
  • по ключевым словам в деле. Если нужно найти судебные дела о незаконном предпринимательстве с упоминание жалоб по телефону, заполняем поле статья закона, а в строку текст пишем «жалоба телефон»;
  • по названию компании. Название компании вписываем в строку текст документа, если нужно найти все судебные дела с участием какой-то компании. К примеру, когда пишем статью о компании-мошеннике или готовимся к интервью.

В статье судебно дело может выглядеть так: краткий пересказ дела плюс ссылка на текст решения суда на портале судебных дел.

Пример из статьи «Веду бизнес без ИП. Как меня вычислит налоговая?», иллюстрирует тезис о том, что налоговая может вычислить незарегистрированного предпринимателя случайно

Статистика

Статистика показывает, уровень спроса, сезонность, актуальность темы, количество компаний в отрасли, городе, стране и много всего разного. Главное правило работы со статистикой — не забывать, что корреляция не равна причине и следствию.

Вордстат. Здесь смотрю количество запросов, их динамику и подсказки. Подсказки помогают увидеть, что еще ищут люди по теме и расширить статью. Чтобы увидеть динамику, нужно нажать на кнопку «История запросов».

Дубльгис. У Дубльгиса есть офигенный сервис статистики, о котором они никому не рассказывают. Там можно смотреть количество компаний в отрасли по городам, например, сколько центров стоматологии в Краснодаре, а сколько в Москве.

Все отчеты Дубльгиса можно скачивать в экселе или сразу скринить. В форму можно добавлять отрасли и города, а еще у них есть исследования

Росстат. Много разных отчетов, которые нужно скачивать и анализировать. Часто информация довольно дебильно подается, но зато это самая официальная статистика.

База предприятий. Этот сервис использую, чтобы узнать, сколько ООО и ИП зарегистрированы по нужным мне оквэдам, например, сколько салонов красоты и парикмахерских в России.

Это платный сервис, но количество компаний можно узнать без денег: нужно выбрать города, компании, оквэды и сервис покажет, сколько компаний будет в выгрузке

Яндекс-карты. Показывают, сколько компаний работает в городе. Можно использовать в связке со статистикой по окэдам, чтобы понять, какой процент компаний работает без регистрации.

Редактор Наталья Болдырева сравнивает количество цветочных компаний по оквэдам и по Яндекс-картам, по картам получается больше. Из статьи «Как устроен рынок по продаже цветов»

Законы

Законы рассказывают, как надо делать. Я их использую двумя способами:

  • ищу под тему. Например, какие бывают штрафы за задержку зарплаты;
  • смотрю закон, а потом ищу под него тему. Бывают упоротые законы, о которых сложно молчать.

Если знаю, какой закон мне нужен, ищу через поиск: «штрафы за задержку зарплаты коап рф консультант»

Консультант. Это бесплатный справочник по всем законам, он разбит на разделы: законы, кодексы, горячие документы, постановления. Есть еще платная часть с инструкциями, обзорами судебной практики и шаблонами договоров.

Кодекс Что описывает
Административный, он же КоАП штрафы и наказания за нарушение законов;
Трудовой, ТК РФ правила найма, увольнения, работы с сотрудниками, зарплаты, условия труда;
Уголовный, УК РФпреступления и наказания;
Налоговый, НК РФ налоговые системы, правила расчета и даты оплаты налогов, порядок налоговых проверок;

В статьях «Дела» мы ставим ссылки на законы справа на полях, чтобы читатель он перейти и узнать подробности.

Рассказываю, что за торговлю ёлками на остановках и у метро без разрешения есть штрафы и даю ссылку на закон, в котором это написано. Из статьи «Как заработать на ёлках»

Сайты ведомств

На сайтах ведомств можно найти законопроекты, письма с разъяснениями по законам, судебную практику, графики проверок, новости о работе ведомства, шаблоны документов, статистику и сервисы, например для проверки подлинности алкоголя.

Обычно на таких сайтах я смотрю четыре раздела: документы, новости, сервисы и услуги.

В статьях могут пригодится и просто ссылки на сайты нужных ведомств. Когда я писала статью о лицензии на алкоголь, узнала, что в каждом регионе лицензиями занимаются разные ведомства. Чтобы читатель не перепутал, я сама нашла ведомства, сохранила ссылки на их сайты и правила подачи документов. Получилось шесть страниц, поэтому в статью поставила не таблицу, а ссылку на гугл-док с таблицей.

Форумы и комментарии

Форумы и комментарии — это сокровищница историй. Если законы описывают то, как надо делать, то форумы и комментарии иллюстрируют, как всё происходит на самом деле. Еще тут можно найти вопросы и темы для новых статей, экспертов и героев.

Ищу посты на форумах и нужные статьи с комментариями через поиск гугла: «как меня вычислит налоговая vc ru» или «налоговая узнала о моем бизнесе forum».

Мне нравятся комментарии под статьями на vc.ru, поэтому обычно там и ищу.

Прекрасно! Берем суть комментария, показываем эксперту и спрашиваем, так ли на самом деле, а если нет, то как. Ну и проверяем информацию по законам, конечно. Комментарий к статье о налоговой и незаконном предпринимательстве на виси-ру.

Группы и чаты по теме

В сообщества, чатах, каналах по теме можно найти отраслевые новости, экспертов и внутренние обсуждения. Когда смотришь посты в тематических каналах и группах, узнаешь, как всё работает.
В описании каналов и групп можно найти контакты владельцев и договориться о комментарии, интервью, попросить фотографии или предложить свою новость.

Если есть хорошая статья по теме, ничто не мешает попробовать разместить ее в таком сообществе бесплатно или за небольшие деньги.

Когда я писала о фудшеринге, искала сообщества фудшеринга во Вконтакте. Только по результатам поиска уже стало понятно, насколько тема популярна в России, сколько людей этим занимаются и в каких городах.
Часто пишу о ресторанном бизнесе, поэтому слежу за каналом Курилка рестораторов. С Магомедом Кастоевым, владельцем этого канала, выпустили несколько статей в «Деле».

Канал «Курилка рестораторов» в телеграме

Личный опыт

Этот способ подойдет для инструкций по небольшим темам. Например, можно попробовать оформить электронную подпись для себя, описать каждый шаг и рассказать читателю. Или самому настроить рекламу и всё заскринить.

Много раз настраивала рекламу в сторисах для фитнес-клуба, а потом написала большую инструкцию об этом для Текстерры

Подходит не только свой опыт, но и опыт других людей. Когда я писала о фудшеринге, мне нужно было узнать, как на практике кофейни поступают со списанными десертами. Я спросила у своего знакомого бариста.

Бариста рассказывает, как в его кофейне поступают с лишними десертами. Из статьи «Что делать с лишней едой в кафе»

Эксперты

И вот, когда вы собрали всё, что смогли найти по теме, можно идти к эксперту с вопросами. Где искать экспертов, какие вопросы задавать и как, расскажу в следующий раз : — )

Как написать статью о воображаемом будущем

Выпустили в Деле статью о воображаемом будущем. В этой статье эксперт — кандидат философских наук, мы с ней провели мысленный эксперимент и смоделировали мир, в котором все будут предпринимателями. Несколько наблюдений о работе над таким форматом:

  • хоть мы описали выдуманный мир, всё равно нужна конкретика и факты. Например, не частные полицейские компании, а Яндекс-полиция, это помогает читателю моментально представить, как всё будет работать;
  • лучше один раз в начале сказать, что мир воображаемый и всё это лишь вероятное развитие событий, чем в каждом абзаце добавлять слова возможно, скорее всего, предполагаем, что будет так;
  • совсем без картинок тяжело, поэтому нужно добавлять больше других элементов: цитаты, маркеры, опросы, плашки;
  • придумывать свои вселенные весело.

Посмотрите, как живет корпорация «Россия»

Мини-вебинар по фотошопу для редакторов: как соединить две картинки в одну

Как в фотошопе быстро соединить две картинки в одну: открываем первую картинку в фш, кадрируем, открываем вторую картинку, выделяем и копируем на первую. Подгоняем по размеру, нажимаем файл — > быстрый экспорт в пнг —> экспортировать.

Пригодится тем, у кого админка не разрешает поставить две картинки рядом горизонтально, или тем, кто хочет показать документ из двух страниц.

Как сделать интервью о большой компании интересным

Выпустила интервью с Анастасией Татуловой, владелицей сети детских кафе АндерСон, и пока его готовила, думала вот о чём.

Интервью с маленькими компаниями круче

Интервью с маленькой компанией делать легче, чем с большой. Оно само собой получается интересным, если задавать много вопросов о деньгах, затратах и трудностях. К примеру, книжный магазин, который работает всего год, можно разложить по полочкам:

  • сколько потратили на открытие;
  • где взяли деньги;
  • на что тратились;
  • окупились или нет;
  • как искали помещение;
  • какие были проблемы с арендодателями;
  • с чем сглупили и далее.

Получится интересно, потому что читатель сможет примерить на себя: ага, вот если бы у меня было 300 000 рублей, последнее что я бы стал делать, это открывать книжный магазин в Краснодаре. Или: ой, я бы ремонт сам сделал, а на сэкономленное купил побольше шампанского для открытия.

Если эти же вопросы задавать владельцу большой компании, получится книга о его бизнесе, а не интервью. Чем больше компания, тем больше деталей, историй и трудностей. И тем сложнее читателю представить себя на месте владельца. Никак не получается, потому что у владельца крупной компании десять замов, оборот в два миллиарда рублей в год и 45 кафе. Это слишком далеко от жизни читателя. Поэтому интервью с крупными компаниями нужно делать по-другому.

С большими компаниями нужно говорить о глобальном

Раз не получается разложить по полочкам и углубится в каждую деталь, нужно делать наоборот: укрупнять. Спрашивать не о сотрудниках компании, а о проблемах с сотрудниками в отрасли.

Вопросы должны быть об отрасли в целом, а примеры — на бизнесе героя. Герой говорит: в отрасли все сталкиваются с бесконечными проверками, и приводит пример, как его ресторан проверяли три недели подряд каждый день. Так у читателя складывается представление о бизнесе в целом и о деле героя.

Вопросы для глобального обсуждения:

  • какие проблемы есть в отрасли;
  • как с ними справляетесь вы, а как ваши конкуренты;
  • что самое сложное с сотрудниками в вашей отрасли;
  • почему не стоит лезть в эту отрасль;
  • как часто люди продают готовый бизнес в этой сфере и почему;
  • как должно быть в идеале.

Или делать обзор рынка

Еще один вариант — написать не интервью, а обзор рынка. Например, как устроен рынок уличной еды или как в России устроен рынок пластиковых окон. Здесь тоже говорим о глобальном, но с деталями:

  • о себестоимости товара;
  • о маржинальности рынка на примере одного товара;
  • об игроках;
  • о том, сколько стоит зайти на этот рынок;
  • о том, почему не стоит заходить на этот рынок;
  • о средних зарплатах сотрудников;
  • о средних оборотах в отрасли.

Вот, например, владельца сети кафе быстрого питания, рассказывает, как устроен рынок уличной еды в России. На первом фото — средняя прибыль, на втором — себестоимость шаурмы.

Так можно, если мы говорим об одном сегменте. Когда сравниваем премиум и эконом, нужно давать информацию по обоим сегментам. Из обзора рынка уличной еды в Деле

Не спрашивать о секрете успеха

У маленького предпринимателя можно спросить о том, что его привело к успеху. Пока успех небольшой, есть шанс, что ответит в стиле: «У меня старинное здание в центре, необычные книги и закупаются все интеллектуалы города, но если рядом откроется такой же магазин, я потеряю половину прибыли».

Владелец крупной компании скажет: «Секрет в том, чтобы любить свое дело и вкладывать в него душу». И это правда ведь, но секрет настолько обобщает огромный опыт предпринимателя, что никак не поможет читателю.
Вместо этого можно спросить: «А что влияет на успешность в вашей отрасли?» Если повезет, вам расскажут, что нужно выбрать место с проходимостью от 500 человек в час, поставить цену до 300 рублей и добавлять в соус молотый имбирь.

Как ставить картинки до-после

Фотография «До» всегда должна быть слева, а после — справа. Потому что, мы читаем слева направо, и мозг воспринимает всё, что слева, как часть прошлого, а всё, что справа, как будущее. Слева — вчера, до, младше, справа — завтра, после, старше.

Пример 1. Показываем, как хорошо наше средство смывает косметику: слева фото с макияжем, справа — без макияжа

Пример 2. Показываем, как красиво накрасили модель: слева фото без макияжа, справа — с макияжем

 Нет комментариев    230   2019   блог   редактура